Воспитание подростка (рекомендации ЮНИСЕФ)

Телефоны доверия

Каждый человек может столкнуться с ситуацией, которая выбивает из привычного ритма, кажется непереносимой и неразрешимой. И если у вас:

  • возникли проблемы и конфликты в личной жизни, на учебе, работе, во взаимоотношениях с окружающими нарастает чувство одиночества, ощущение «тупика» в жизни, апатия
  • нарушаются сон и аппетит
  • появляются мысли о бесперспективности жизни
  • нет желания либо возможности обсудить возникшие проблемы с близкими вам людьми
  • просто возникло желание с кем-нибудь пообщаться

В подобных случаях народная мудрость советует найти сопереживающего собеседника и «излить ему думу». Такой собеседник теперь есть!

ПОЗВОНИТЕ ПО ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ г. ВИТЕБСКА – 8-0212-61-60-60

«ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» В БЕЛАРУСИ

Телефон доверия Код Телефон Время работы, адрес
Республиканский «Телефон доверия» для наркологических пациентов 8 801 100 21 21 по будням

9 00-17 00

Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию 8 801 100 16 11 круглосуточно
Республиканский центр психологической помощи 8 017 300 10 06 круглосуточно

Витебск:

Государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр г. Витебска» 8 0212 64-75-37 г. Витебск

ул. Жесткова, д.19

Режим работы:

8.00 – 13.00

14.00 – 17.00

выходные: суббота, воскресенье

Государственное учреждение образования «Социально-педагогический центр Витебской области» 8 0212 26 11 66

26 11 64

22 40 86

г. Витебск,

ул. Офицерская, 6

Режим работы:

8.00-13.00

14.00-17.00

выходные: суббота, воскресенье

Учреждение здравоохранения «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии» 8 0212 61 60 60 круглосуточно
Витебский областной детский клинический центр 8 0212 57 13 95 Витебск,

ул. Чкалова, 14

Режим работы:

Вс 14.00 до 16.30

Витебская область:

г. Полоцк  8 0214 43 22 20
г. Орша  8 0216 21 00 19
г. Новополоцк  8 0214 37 13 75
Витебский Центр здоровья молодежи (ЦЗМ)  8 0212 57 24 71

57 78 79

г. Витебск,

ул. Чкалова, д. 14В

ЦЗМ «Откровение»   УЗ «Полоцкая детская поликлиника»    8 0214 42 76 55 г. Полоцк,

ул. Е. Полоцкой, д. 18

ЦЗМ «Диалог»  УЗ «Новополоцкая детская поликлиника» 8 0214

8  029

51 90 90

594 52 76

г. Новополоцк,

ул. Калинина, д. 5

ЦЗМ «Надежда»   УЗ «Оршанская центральная поликлиника» детская поликлиника № 1  8 0216 51 17 21 г. Орша,

ул. Пионерская,  д. 15

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС POMOGUT.BY

Куда обратится за помощью в ситуации насилия и жестокого обращения с детьми

Телефон доверия и помощи в ситуации насилия и жестокого обращения с детьми Код Телефон Время работы, адрес
Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия  8 801 100 88 01 ежедневно с 08.00 до 20.00
Приемная Национальной комиссии по правам ребенка 8 017 327 31 38  г. Минск,

ул. Кирова, 16, каб.108

Сектор охраны детства отдел по образованию, спорта и туризма администрации Железнодорожного района г. Витебска 8 0212 60 67 04 г.Витебск, ул.Космонавтов, 3Режим работы: 8.00-13.00 14.00-17.00 выходные: суббота, воскресенье
Сектор охраны детства отдел по образованию, спорта и туризма администрации Первомайского района г. Витебска 8 0212 64 33 50 г. Витебск, ул.1-я Пролетарская, 14Режим работы: 8.00-13.00 14.00-17.00 выходные: суббота, воскресенье
Сектор охраны детства отдел по образованию, спорта и туризма администрации Октябрьского района г. Витебска 8 0212 37 96 86 г. Витебск, ул. Смоленская, 9Режим работы: 8.00-13.00 14.00-17.00 выходные: суббота, воскресенье
Кризисная комната ГУ «ТСОН Железнодорожного района г.Витебск» 8 0212 67-92-79 Круглосуточно

г.Витебск,

ул.Космонавтов, д.5а

Кризисная комната

ГУ «ТСОН Октябрьского района г.Витебск»

8 0212

80 33

63-20-00

904-68-07

Круглосуточно

г. Витебск,

ул. Смоленская, 9

Кризисная комната

ГУ «ТСОН Первомайского района г.Витебск»

8 0212

 

80 33

37-04-32

37-20-17

903 14 95

Круглосуточно

г. Витебск,

ул. 1-я Пролетарская, 20

Помощь в ситуации насилия и жестокого обращения с детьми так же оказывается секторами охраны детства Социально-педагогических центров иных городов Витебской области и Республики Беларусь; секторами охраны детства отделов образования, спорта и туризма иных городов Витебской области и Республики Беларусь; ТСОН и кризисными комнатами ТСОН иных городов Витебской области и Республики Беларусь

Ребенок и закон

Что же такое правонарушение?

Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Последствия совершения правонарушений и тем более, преступлений – негативные. Помимо понесенного наказания – привлечения к ответственности, несовершеннолетний ставится на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, а при совершении правонарушений, связанных с употреблением спиртных напитков – и на учет к врачу-наркологу. Все это может негативно сказаться, в том числе, на возможности поступления в отдельные учреждения, обеспечивающие получение среднего специального и высшего образования.

В случае совершения несовершеннолетним правонарушения или преступления при недостижении им возраста привлечения к ответственности, родители могут быть привлечены к административной ответственности по ст.9.4 КоАП РБ – за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, а несовершеннолетний в любом случае будет поставлен на учет в ИДН, сотрудниками которой с ним будет проводиться дальнейшая профилактическая работа.

*Несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет, могут находиться в вечернее время суток на улице без сопровождения взрослых до 23.00. После 23.00 обязательное сопровождение родителей или лиц по поручению родителей.

*При  нахождении на улице в вечернее время необходимо обязательное наличие световозвращающего элемента в целях безопасности.

*Езда на велосипеде по проезжей части разрешена с 14 лет. При этом велосипед обязательно должен быть оборудован сигнальным звонком, зеркалом  заднего вида, котофотами.

*Нецензурная брань в общественном месте  является правонарушением.

*СМС – сообщения, переписка в Интернете  с  оскорбительными выражениями в адрес другого человека несут за собой административную ответственность.

*Воровство недопустимо  как во взрослом,  так и в детском коллективе.

* С детьми, совершившими правонарушение, организуется  индивидуальная профилактическая работа в инспекции по делам несовершеннолетних.

  КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

14 ЛЕТ

Наступает АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  за совершение правонарушений, перечисленных в статье 4.2 Кодекса об административных правонарушениях, среди которых можно назвать:

  • умышленное причинение телесного повреждения (статья 10.1);
  • мелкое хищение (статья 11.1);
  • умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 11.3). Размер потерь не должен превышать 40 базовых величин на момент совершения правонарушения;
  • разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);
  • мелкое хулиганство (статья 19.1) и др.

Если несовершеннолетний совершил правонарушение, не записанное в статье 4.3 Кодекса об административных правонарушениях, то ответственность будут нести его законные представители.

При совершении указанных выше правонарушений несовершеннолетнему могут назначить следующие виды НАКАЗАНИЙ:

  • предупреждениеВыражается в письменном предупреждении о недопустимости противоправного поведения в будущем и может быть вынесено за любое правонарушение даже в случаях, если это не предусмотрено в соответствующей статье Кодекса (часть третья статьи 4.6 Кодекса об административных правонарушениях);
  • штрафНазначается в случаях, когда подросток получает заработную плату, стипендию или имеет иной доход (статья 4.6 Кодекса об административных правонарушениях). Размер штрафа устанавливается на день вынесения приговора и не может быть ниже 0,1 и выше 50-ти базовых величин.

16 ЛЕТ

   Несовершеннолетнего могут привлечь к административной ответственности за большинство правонарушений, записанных в Кодексе об административных правонарушениях.

За нарушение административного законодательства несовершеннолетнему могут назначить, кроме названных выше, такой вид НАКАЗАНИЯ как исправительные работы (на основании решения суда с заработной платы осужденного ежемесячно отчисляется до 20% получаемой им суммы, статья 6.6 Кодекса об административных правонарушениях).

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 РОЖДЕНИЕ-10 ЛЕТ

 К уголовной ответственности несовершеннолетнего привлечь нельзя. За совершение преступлений, записанных в Уголовном кодексе, в малолетнем возрасте (до достижения 14 лет) ответственность несут законные представители ребенка. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, принятом в 2002 году, данная ответственность выражается в виде вынесения предупреждения или штрафа в размере до 10 базовых величин (статья 9.4 Уголовного кодекса).

 11 ЛЕТ

   За совершение преступлений, которые предусмотрены Уголовным кодексом, до достижения возраста с которого наступает уголовная ответственность, несовершеннолетний может быть направлен по решению суда в специальное учебно- или лечебно-воспитательное учреждение на срок не более 2 лет.

 14 ЛЕТ

   Наступает УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за определенные виды преступлений (часть вторая статьи 27 Уголовного кодекса):

  • убийство (статья 139);
  • причинение смерти по неосторожности (статья 144);
  • умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
  • умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
  • изнасилование (статья 166);
  • насильственные действия сексуального характера (статья 167);
  • похищение человека (статья 182);
  • кражу (статья 205);
  • грабеж (статья 206);
  • разбой (статья 207);
  • вымогательство (статья 208);
  • угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);
  • умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);
  • захват заложника (статья 291);
  • хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
  • умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
  • хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (статья 327);
  • хулиганство (статья 339);
  • заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
  • осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);
  • побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).

 16 ЛЕТ

   Несовершеннолетнего привлекут к уголовной ответственности практически за все совершенные им преступления.

 Ответственность за совершение противоправных действии:

  1. Согласно статьи 3Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Распитие алкогольных и, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств или психотропных веществ, их аналогов в общественном месте, либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения»:  распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, общественном  транспорте или в других общественных местах либо потребление в общественном месте аналогов наркотических средств  или психотропных  веществ – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин, в случае если несовершеннолетний достиг возраста, с которого наступает административная ответственность, если же учащийся не достиг возраста наступления ответственности, то штраф в размере до десяти базовых величин выплачивают родители или лица, их заменяющие по ст.9.4. КоАП «Невыполнение обязанностей по воспитанию детей».
  2. С 1 января 2015 года вступил в силу Декрет №6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Согласно ему в нашей стране ужесточается уголовная ответственность за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, и меры административного наказания за правонарушения, связанные с их употреблением:

— с 14 лет наступает уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков;

— при появлении в общественном месте в состоянии наркотического опьянения – штраф от 5 до 10 базовых величин

  1. Статья 340Уголовного Кодекса Республики Беларусь гласит, что заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действий, создающих опасность для жизни и здоровья людей, либо причинение ущерба в крупном размере, либо наступлением иных тяжких последствий наказывается штрафом, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок до  5 лет.

То же действие, совершённое повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлёкшее причинение ущерба в крупном размере, либо повлекшее иных тяжких последствий наказывается или ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок до 3-7 лет. Возраст наступления уголовной ответственности по данной статье наступает с 14 лет.

О подростковом суициде

Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь  место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Почему ребенок решается на самоубийство?

  • нуждается в любви и помощи и не по­лучает их; чувствует себя никому ненужным
  • не может сам разрешить сложную си­туацию; накопилось множество нерешенных проблем
  • переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
  • чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
  • переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • боязнь позора, насмешек или унижения;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать  неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков.

Словесные признаки

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о  своём душевном состоянии:

  • прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
  • косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
  • Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах;
  • много шутит на тему самоубийства;
  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

Подросток может:

  1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
  2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
  • в еде – есть слишком мало или слишком много;
  • во сне – спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде – стать неряшливым;
  • в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;
  • ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
  • проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния;
  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • самообвинения или наоборот – признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Ситуационные признаки

Ребенок может решиться на самоубийство, если:

  • живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм; личная или семейная проблема);
  • ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
  • предпринимал раньше попытки самоубийства;
  • имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из  друзей, знакомых или членов семьи;
  • перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • критически относится к себе.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ?

  • не читайте нотации;
  • не игнорируйте человека, его желание получить внимание;
  • не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.;
  • не спорьте;
  • не предлагайте неоправданных утеше­ний;
  • не смейтесь над подростком.

ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК ПОМОЧЬ?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Большинство людей покушающихся на свою жизнь – психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

  1. Серьезно отнеситесь ко всем угрозам; внимательно выслушайте подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
  6. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
  7. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь; вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
  8. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.

Советы внимательным и лю­бящим родителям:

– показывайте ребенку, что вы его любите;

  • чаще обнимайте и целуйте;
  • поддерживайте в сложных си­туациях;
  • учите его способам разреше­ния жизненных ситуаций;
  • вселяйте в него уверенность в себе;

– помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения.

ЭТИ   СЛОВА  ЛАСКАЮТ  ДУШУ РЕБЕНКА

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень много можешь!
  • Спасибо!
  • Что бы мы без тебя делали!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!
  • Расскажи мне, что с тобой? Что ты чувствуешь?
  • Давай поговорим об этом
  • Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить
  • Ты много значишь для   меня, для нас
  • Я помогу тебе…
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!
  • Как хорошо, что ты у нас есть!
Пути построения взаимоотношений с подростком

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ

  • Одно из главных стремлений подростка – стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях. Вам необходимо дать ему понять, что всё, что происходит в его жизни и в жизни семьи, происходит теперь не только благодаря Вам или по вашей вине, как это было в раннем детстве, но и благодаря/вопреки его действиям.
  • Согласитесь с беспокойством и неудовольствием. Это возраст, полный противоречий и беспокойства. Ничего ненормального нет в том, что поведение подростка изменчиво и непредсказуемо, что он мечется от крайности к крайности.
  • Большинство детей «перерастают» свои капризы, как только научаются ясно выражать свои желания и эмоции.
  • Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
  • Друг вашего ребенка – отличная возможность увидеть, какие его потребности не реализуются в общении с вами. Какими бы странными и экзотическими они вам ни казались, они ему зачем-то нужны, поэтому не стоит их резко критиковать. Эффект может быть обратным.
  • Вам придётся признать, что период «непререкаемого авторитета родителей» больше не вернётся, поэтому перестаньте командовать и руководить. Это – абсолютно проигрышная стратегия взаимоотношений с любым подростком. Попытайтесь заново «заслужить» былой авторитет. На этом пути необходимо руководствоваться тем, что ребёнок больше не верит абстрактным словам и декларациям, он АНАЛИЗИРУЕТ ваши действия, стратегии, статус.
  • Стремление ребенка к независимости – это нормальная, здоровая потребность. Если она выражается неприемлемыми с вашей точки зрения способами, то не реагируйте на это слишком эмоционально. Не допускайте раздражения, криков, агрессии, ведь чем чаще подросток видит своих родителей, потерявших контроль, тем меньше он уважает их. Если это поможет несколько избавиться от негативных эмоций, постарайтесь представить, что все это делает не ваш ребенок, а, например, ребенок ваших соседей. Тогда, вы сможете почувствовать, что принимаете происходящее не так близко к сердцу. Скорее – это чувства удивления и сожаления, но никак не чувства гнева.
  • Сохраняйте чувство юмора.
  • Поддерживайте одно из увлечений подростка, по возможности, направляя его (например, если подросток экспериментирует со взрывчатыми веществами, подарите ему набор «Юный химик», в котором не предусмотрено опасных опытов и обеспечьте место для занятий). Немаловажным есть проявление заинтересованности родителей в хобби их детей.
  • Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается их отход от родителей.
  • Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера подростка. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.
  • Вовлекайте ребенка в процесс принятия решения.
  • Помните, что являетесь для ребенка образцом правильного поведения.
  • Наиболее позитивное влияние, которое могут оказать на жизнь детей в этом возрасте родители – это поддерживать, уважать и любить их. Твердость и последовательность – очень важные родительские качества. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми и любящими людьми, то сами должны относиться к ним по-доброму и с любовью.
  • Поощрять выражение независимых мыслей, чувств и действий ребенка.
  • Никогда, ни при каких обстоятельствах не читайте дневник сына или дочери. Случайно найденный дневник должен быть возвращен владельцу открыто. Это подкрепит доверие между родителями и детьми. Успешность работы в видах деятельности, не связанных с учебой, может стать важнейшим средством профилактики неуверенности, тревожности, заниженной самооценки.
  • Попробуйте не только слушать ребёнка, но и наблюдать за его реакциями. Подчас его поза, жесты и мимика лучше говорят о его состоянии, чем привычный вербальный (словесный) подростковый протест. Задавайте себе вопрос: «ПОЧЕМУ он так неадекватно реагирует?», «Что я могу сделать, чтобы сгладить противостояние?». Поверьте, он не хочет
  • Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынужде-ны проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
  • Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.
  • Вы, как родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает всепрощение. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить
  • Подросток вовсе не должен обязательно и беспрекословно следовать вашим советам.
  • Учредите семейную традицию, когда семья, собираясь вечером вместе, делится событиями, которые произошли с каждым из них в течение дня.
  • Цените откровенность своих детей, искренне интересуйтесь их проблемами.
  • Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что Вы понимаете их.
  • Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
  • Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
  • Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.
  • Не навешивайте ярлыков. «Ты глупая и ленивая. Никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
  • Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».
  • Нельзя унижать ребёнка, придумывать ему клички, прозвища, зло высмеивать, иронизировать, акцентировать внимание на ошибках, просчётах, неудачах.
  • Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровым наказанием.
  • Нельзя злоупотреблять нравоучениями: во-первых, дети с трудом воспринимают фразы, состоящие более чем из восьми слов, а во-вторых, короткие указания обладают конкретным эффектом.
  • Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти и самостоятельность, ибо каждого из нас в большей степени формирует то, что мы делаем сами, а не с нами.
  • Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми: такого, как ваш, ни у кого нет.
  • Нельзя наказывать дважды за одно и то же: ищите объяснения, почему повторяется проступок.
  • Нельзя говорить плохо о ребёнке в присутствии других людей: щадите самолюбие ребёнка; лучше поговорить о плохом наедине и без свидетелей, так будет больше шансов на то, что ситуация изменится.
  • Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок, к тому же, если запрет исходит от родителей, у ребёнка возникает злость на весь мир.
  • Выделяйте деньги на карманные расходы.
  • В конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребёнка, причём, выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит.
  • Объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим.
  • Даже если вам удастся изменить поведение ребенка, это произойдет не за одну ночь.
  • Используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.
  • Не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему.
  • Не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребёнок объясняет свои поступки.
  • Не впадать в отчаяние и депрессию, если ребенок отказывается от вашей помощи.
  • Не пытаться прожить жизнь за ребенка.
  • Позволяйте ребенку чувствовать себя взрослым и самостоятельным. Самостоятельное принятие решений и ответственность за него – неотъемлемая часть взрослости. Позволяйте делать ребенку ошибки. Ни один человек не стал взрослым, не ошибаясь.
Буллинг

В современном мире мы нередко встречаемся с проявлениями насилия и жестокости. К сожалению, зачастую это явление происходит среди детей.

Сегодня речь пойдет о «буллинге» — агрессивном преследовании одного человека группой людей. В переводе с английского «буллинг» означает — хулиган, драчун, задира, грубиян.

Буллинг – систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или группы людей, направленное против другого человека.   Такое явление может проявиться в любом коллективе: школьном, студенческом или трудовом.

Откуда такая жестокость в среде несовершеннолетних?

Зачинщиков травли называют «буллерами». Результаты психологического исследования показывают, что «буллерами» чаще всего становятся дети, которые обладают следующими чертами: агрессивностью, импульсивностью, слабым самоконтролем, желанием самоутвердиться за счет других. Им присуще стремление выступать в роли лидера и быть в центре внимания.

«Буллеры» совершают травлю сознательно и эмоционально спокойно, по их мнению, оправданно. Как правило, один или два ребенка начинают травлю, а остальные становятся их «союзниками» из страха, что ситуация может обернуться не в их пользу. Свидетели также опасаются быть вовлеченными в этот процесс, поэтому в большинстве случаев остаются в стороне. Остановить зачинщиков очень сложно. Если они видят, что никто не протестует в ответ на их действия, формируется понятие, что такое поведение нормально.

Если говорить о том, кто же чаще становится «буллером», то можно утверждать, что как мальчики, так и девочки могут практиковать травлю в отношении своих одноклассников.

Мальчики чаще применяют физическую силу, девочки обычно используют психологический вид буллинга: распускают слухи,  игнорируют, исключают из совместного времяпрепровождения. Однако по мере взросления, как мальчики, так и девочки переходят в большей степени на психологическую форму травли.

Кто становится жертвой?

Чаще всего мы думаем, что мишенью травли в школе становится ребенок, который сильно отличается от других. В первую очередь это касается внешности ребенка: не соответствующая моде одежда, неопрятный внешний вид, психофизические особенности, черты другой национальности…

Однако примеры показывают, что жертвами буллинга становятся дети, внешне ничем не отличающиеся от своих одноклассников. Также провоцирующими факторами для запуска буллинга могут стать личностные особенности – низкая самооценка, склонность к самообвинению, страх, тревожность. При этом постоянное психологическое давление со стороны сверстников может еще больше снижать самооценку и повышать уровень тревожности. Получается замкнутый круг.

Часто жертвой преследования одноклассников становятся дети застенчивые, тревожные, одинокие, подвергающиеся насилию дома. Как правило, это дети с комплексом неполноценности и низким статусом популярности в классе. Также в группе риска находятся одаренные дети или наоборот «двоечники», дети из обеспеченных семей¸ дети хорошо воспитанные, но неспособные постоять за себя.

Буллинг подразделяется на несколько видов:

физический  — удары, пинки, толчки, отбирание вещей;

психологический  — оскорбления, изоляция, критика, насмешки, запугивание, распространение «слухов», «сплетен»;

экономический  — вымогательство денег.

Буллинг, как и в целом насилие, имеет комплексный характер. Например: когда ребенка пинают (физическое насилие), этим самым его унижают (психологическое насилие), или когда вымогают деньги (экономическое насилие), применяют запугивание (психологическое насилие), еще и бьют (физическое насилие).

Важно понимать, что реакция жертвы на такую травлю может быть разной: от пассивной до агрессивно-активной. Статистика показывает, что большинство детей не обращается за помощью и продолжает оставаться в этой ситуации.

По данным российского психолога-исследователя Петросянц В.Р., жертвы буллинга в большинстве случаев делают вид, что ничего не произошло (40%), почти 32% игнорирует обидчиков, 10% пропускает занятия в школе, 9% избегает мест совершения буллинга, 2% пытается объясниться с обидчиком. И только 4% жертв рассказывает о своем положении учителю, 3 % — своим родителям.

Поэтому родителям очень важно знать признаки поведения ребенка, который может находиться в позиции жертвы буллинга:

  1. Ребенок ищет любые возможности не ходить на занятия: жалуется на плохое самочувствие, часто болеет, прогуливает занятия.
  2. Не имеет друзей. Не рассказывает и не вспоминает одноклассников, однокурсников.
  3. Снижается учебная мотивация и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
  4. Не хочет участвовать во внеучебных мероприятиях.
  5. Старается избегать разговоров об учреждении образования.
  6. Неожиданно начинает терять карманные деньги и личные вещи. Может прийти домой в порванной одежде или со сломанными вещами. При этом его объяснения невнятны.
  7. Настроение часто подавленное, замкнут, может плакать без видимой причины.
  8. В поведении появляется раздражительность, агрессивность. В сложной ситуации может отмечаться саморазрушающее поведение (травмирует себя, обвиняет себя в неудачах, пытается убежать из дома или говорит о самоубийстве).

Что делать, если буллинг проявляется в отношении Вашего ребенка?

Ребенок, пострадавший от буллинга в большинстве случаев убежден, что взрослые не смогут ему помочь или ухудшат ситуацию, а нападки сверстников станут еще более частыми. Поэтому необходимо объяснить ребенку, что вы можете стать его союзником в решении данной ситуации. Убедите его, что будете хранить информацию втайне и вместе с ним решите, какие шаги возможно предпринять. Также ребенок может не рассказывать о произошедшем, так как считает это «ябеничеством». Необходимо разъяснить ребенку разницу между понятиями «ябедничать» и «сообщать». Сообщение делается не для того, чтобы доставить кому-то неприятности, а для того, чтобы защитить себя и других детей.

Важно объяснить, что пассивная позиция жертвы при буллинге, только усугубляет ситуацию, поэтому необходимо принимать меры.

Рекомендации для родителей:

  1. Поддержите своего ребенка, спокойно выясните историю событий, с чего все началось, как развивалось и что происходит в настоящее время.
  2. Вместе с ребенком подумайте, что могло быть причиной начала буллинга. Если, например, ребенок пострадал по причине своей замкнутости, застенчивости, то возможно использовать это как мотивацию для изменений. Именно сейчас ребенку необходимо обрести уверенность и научиться постоять за себя. Рассмотрите возможность посещения ребенком секции или кружков, где он сможет обрести уверенность, повысить самооценку, найти друзей.
  3. Поставьте в известность классного руководителя. Обсудите с ним пути решения проблемы. Классный руководитель может пересмотреть полномочия и обязанности учащихся в классе, поможет иначе реализоваться детям, которые осуществляют травлю.
  4. Обратитесь к школьному психологу. Необходимо помочь ребенку найти внутренние и внешние ресурсы в этой ситуации. Важно понимать, что при обращении к школьному психологу с «буллером» будет также проведена работа.
  5. Обсудите вместе с ребенком варианты возможных выходов из ситуации, используя конструктивные пути решения конфликтов.
  6. Важно научить ребенка постоять за себя в случае, если другие не хотят устанавливать и соблюдать договоренности, при этом объяснив разницу между защитой и нападением. Если ребенок обучается в начальной школе, с ним можно поиграть в ролевые игры, в ходе которых ребенок сможет отработать все важные для преодоления насилия навыки. Если Вы испытываете затруднения, попросите помощи у школьного психолога.
  7. Ведите дневник. Необходимо систематически записывать ситуации, связанные с буллингом. Что спровоцировало, кто участвовал, какие действия предпринимались.
  8. Поговорите с обидчиком в присутствии законных представителей, проясните для себя причины его поведения, попытайтесь рассмотреть пути примирения.
  9. Стоит ли уходить из школы? Если ситуация не запущена, то дайте ребенку возможность её решить, естественно при поддержке родителей и педагогов. При серьезно нанесенном ущербе психике ребенка, лучше сменить школу или класс. Но помните! Если не помочь ребенку вырасти из жертвы, то ситуация может повториться!

Возможно ли, что мой ребенок практикует травлю в отношении других?

Дети, практикующие травлю, могут проявлять агрессию и жестокость дома, не подчиняться правилам. Если вы переживаете, что ваш ребенок может практиковать травлю по отношению к другим детям, понаблюдайте, как он ведет себя с братьями и сестрами, с вами и со своими друзьями, когда они приходят в гости. Если он ведет себя агрессивно, недружелюбно и не проявляет сочувствия к другим, это может быть признаком того, что в школе он обижает и задирает других учеников.

Дети, которые травят других, тоже могут приходить домой с синяками, поцарапанные и с порванной одеждой. У них могут появляться дополнительные карманные деньги и вещи, которые они себе не могут позволить. Они также могут грубо отзываться об одноклассниках.

Первым делом нужно признать, что ребенок действительно является обидчиком. После этого твердо решить, что это не должно сходить ему с рук.

Рекомендации для коррекции поведения буллера:

  1. Найдите альтернативу, которая поможет ребенку по-другому заявить о себе. Запишите его в спортивную секцию, кружок, поощряйте активное участие в жизни класса.
  2. Соблюдайте последовательность. Если принято решение наказать определенным способом – значит нужно идти до конца без каких-либо поблажек. Без протестов дело не обойдется, но, четко понимая, для чего все это делается, настоять на своем будет куда проще.
  3. Ограничьте доступ сына или дочери к возможным источникам агрессии: видеоиграм, музыке, фильмам и т.д.
  4. Всегда находите время обсудить школьные конфликты. Это поможет понять корень проблемы.
  5. Научите ребенка не реагировать на провокации агрессией и подскажите другие варианты выхода из таких ситуаций.
  6. Следите за собой. Поведение детей во многом зависит от окружающей среды, но в первую очередь – от обстановки дома. Если один родитель относится нетерпимо к недостаткам другого, то и ребенок будет вести себя соответствующе.
  7. Подумайте, как решаются проблемы и конфликты в вашей семье. Обговариваются ли проблемы конструктивно в семейном кругу? Собственный пример при решении трудностей без агрессии и насилия — это лучший метод предотвращения негативного поведения в школе.

Настройтесь на то, что процесс переоценки буллером своего поведения закончится не так быстро, как хотелось бы, и он будет непростым. Терпение, понимание близких людей и правильная реакция на действия ребенка – залог его успешного «перевоплощения» в доброго, понимающего и спокойно реагирующего на провоцирующие факторы человека.

В заключение можно сказать, что ситуация травли в школе – явление достаточно частое, но его можно предупредить. С позиции школы – это обращение к ситуации буллинга через просвещение детей на тематических классных часах, обсуждение на уроках произведений художественной литературы, художественных фильмов.

Со стороны родителей необходимо быть внимательным к своему ребенку, интересоваться его делами, знать его друзей, выстраивать открытые и доверительные отношения. Учите ребенка  конструктивным способам разрешения конфликтов, умению постоять за себя и других. Не молчите, когда подвергаются насилию другие дети или же он сам является объектом травли.

Если ситуация не находит решения Вы можете обратиться по телефону доверия 8-801-100-16-11, 8-0212-61-60-60.

Кроме того, ответы на вопросы, связанные с проблемой буллинга, а также анонимную консультацию психолога можно получить на сайте http://kids.pomogut.by, https://pomogut.by, созданном по инициативе Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

15 правил взаимодействия с подростком

1. Принимать ребенка таким, какой он есть. Природа создает детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в наследственном генном наборе ребенка качества и свойства многих десятков и сотен предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые и умные дети, и дети, прямо противоположные первым. И каждого ребенка, независимо от их качеств, родители должны принять с любовью, ибо только деятельная любовь родителей поможет одним детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим скорректировать свои недостатки и проявить свои достоинства.

2. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.

3. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.

4. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.

5. Признание и одобрение со стороны родителей.

6. Доверие к ребенку.

7. Принимать решение сообща. Каждый член семьи может вносить предложения, но принимать решения можно лишь при достижении единогласия.

8. Объединяйтесь, все делайте сообща. Семья – частная республика. Дети – члены этой республики, и все дела, все радости и беды должны быть общими. Обязанности в семье нужно распределить

9. Говорить обо всем без боязни и сохранять доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит. Разговаривайте, вызывайте детей на разговор: о вашей работе, о домашних делах и счетах, о предстоящем отпуске и т.д. Спорьте, но уважительно, сохраняйте доброе отношение и доверие к тем детям, которые спорят с вами. Радуйтесь, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья – первая среда для приобщения ребенка к социальной жизни.

10. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.

11. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.

12. Личный пример родителей. Способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.

13. Сотрудничество с учреждением образования. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с куратором, педагогом-психологом, зав. учебного отделения, зам. директора по воспитательной работе.

14. Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок. Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.

15. Держи двери открытыми. Они должны быть свободными и должны чувствовать себя таковыми. Двери дома должны быть открыты для входа друзей детей, для выхода детей в более широкий мир соседей, товарищей, друзей, подруг. Необходимо доверять детям. В свою очередь они должны научиться быть самостоятельными, а ведь это совсем не просто. Надо помочь детям выработать у себя чувство личной ответственности за свободный выбор. Если в семье доброе, уважительное отношение друг к другу, родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам, заинтересованному обсуждению всех семейных дел, дети ничего не будут скрывать от родителей. Это даст родителям прекрасную возможность вовремя предостеречь ребенка от необдуманных поступков.

Безопасный интернет

Уважаемые родители! Если ваши дети пользуются Интернетом, вы, без сомнения, беспокоитесь о том, как уберечь их от неприятностей, которые могут подстерегать в путешествии по этому океану информации. Значительное распространение материалов, предназначенных только для взрослых или неприемлемых для детей по какой-либо другой причине, может легко привести к неприятным последствиям. Кроме того, в Сети нередко встречаются люди, которые пытаются с помощью Интернета вступать в контакт с детьми, преследуя опасные для ребенка или противоправные цели.

Меры предосторожности: Побеседуйте с детьми. Первое, что необходимо объяснить: нахождение в Интернете во многом напоминает пребывание в общественном месте. Значительная часть опасностей, подстерегающих пользователя, очень схожи с риском, возникающим при общении с чужими людьми. Дети должны четко понимать: если они лично не знают человека, с которым общаются в Сети, это равносильно общению с незнакомцем в реальной жизни, что запрещено.

Основные правила для родителей

  1. Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее.
  2. Помогите своим детям понять, что они не должны размещать в Сети информацию о себе: номер мобильного телефона, домашний адрес, номер школы, а также показывать фотографии (свои и семьи). Ведь любой человек может это увидеть и использовать в своих интересах.
  3. Если ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в таких письмах и ни в коем случае не отвечал на них.
  4. Объясните детям, что нельзя открывать файлы, присланные незнакомыми людьми. Эти файлы могут содержать вирусы или фото-, видеоматериалы непристойного или агрессивного содержания.
  5. Объясните, что некоторые люди в Интернете могут говорить неправду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны самостоятельно, без взрослых встречаться с сетевыми друзьями, которых не знают в реальной жизни.
  6. Постоянно общайтесь со своими детьми, рассказывай те, советуйте, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете.
  7. Научите своих детей правильно реагировать, если их кто-то обидел в Сети или они получили / натолкнулись на агрессивный контент. Расскажите, куда в подобном случае они могут обратиться.
  8. Убедитесь, что на компьютере, которым пользуются ваши дети, установлены и правильно настроены средства фильтрации.

Помните! Эти простые меры, а также доверительные беседы с детьми о правилах работы в Интернете позволят вам чувствовать себя спокойно, отпуская ребенка в познавательное путешествие по Всемирной сети.

Электронные ресурсы по теме «Безопасный Интернет»

http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu.html  – Безопасность в Интернете. “Основы безопасности детей и молодежи в Интернете” — интерактивный курс по Интерент-безопасности, предлагаемый российским офисом Microsoft в рамках глобальных инициатив Microsoft “Безопасность детей в Интернете” и “Партнерство в образовании”. В разделе для учащихся (7-16 лет) предлагается изучить проблемы информационной безопасности посредством рассказов в картинках. В разделе для родителей и учителей содержится обновленная информация о том, как сделать Интернет для детей более безопасным, а также изложены проблемы компьютерной безопасности.

http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids  – Club Symantec единый источник сведений о безопасности в Интернете. Статья для родителей «Расскажите детям о безопасности в Интернете». Информация о средствах родительского контроля.

http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html  – Личная безопасность. Основы безопасности жизни. Рекомендации взрослым: как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным.

http://www.ifap.ru/library/book099.pdf  – «Безопасность детей в Интернете», компания Microsoft. Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации.

http://www.oszone.net/6213/  – OS.zone.net – Компьютерный информационный портал. Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет». Рекомендации по программе «Родительский контроль».

Памятка по определению признаков употребления наркотических средств и психотропных веществ

Последствия от употребления наркотических средств и психотропных веществ (далее – НС и ПВ) тяжело сказывается на организме человека, особенно молодого и неокрепшего, и поэтому актуальной является задача раннего выявления употребления психоактивных веществ еще на начальной стадии.

Зачастую взрослым, не имеющим медицинского образования, трудно ответить на вопрос: «Употреблял ли человек наркотические вещества?». Для того чтобы развеять сомнения и подозрения, предлагаем вам ознакомиться со следующей информацией.

Первые настораживающие признаки употребления НС и ПВ:

Общие признаки:
  • Прогулы по непонятным причинам;
  • Наличие значительных сумм денег из неизвестного источника;
  • Частая, непредсказуемая, резкая смена настроения;
  • Неопрятность внешнего вида;
  • Исходящий от одежды запах ацетона, растворителя или уксуса;
  • Смена одногруппников на новых “друзей”, которые не заходят на территорию учебного заведения, а вызывают подростка с помощью других детей;
  • Проведение большого количества времени в компаниях асоциального типа;
  • Потеря интереса к учебным  делам, к спортивным и внеучебным занятиям;
  • Появление новой тематики в рисунках, которые дети часто рисуют в тетрадях, книгах (изображение шприцов, мака, паутины, черепов и в основном в черно-белых тонах);
  • Интерес подростка к медикаментам и содержанию домашней аптечки.
  • Частые обманы, изворотливость, лживость.
Очевидные признаки:
  • Наличие шприца, игл, флаконов, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей;
  • Следы от уколов, порезы; синяки и нарывы в местах скопления вен; наличие неизвестных таблеток, порошков, смолы, травы, пачек лекарств снотворного или успокаивающего действия, папиросы в пачках из-под сигарет, в особенности, когда эти вещи скрываются;
  • Бинты, пропитанные массой коричневого цвета;
  • Маленькие закопченные ложечки, капсулы, пузырьки, жестяные банки;
  • Жаргон, употребляемый подростками, в котором звучат наркотики.
Физиологические признаки:
  • Бледность кожи;
  • Сильно расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;
  • Замедленная, несвязная речь;
  • Потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
  • Хронический кашель;
  • Плохая координация движений (пошатывание или спотыкания);
  • Коричневый налет на языке, отечность.
Поведенческие признаки:
  • Избегание общения с родителями;
  • Постоянные просьбы или требования дать денег;
  • Поиск и просмотр интернет-сайтов, форумов, содержащих информацию по вариантам потребления, продажи наркотических средств и психотропных веществ;
  • Частые телефонные звонки и разговор по телефону жаргонными терминами;
  • Частные уходы из дома;
  • Пропажа денег, ценностей, одежды и т.д.;
  • Бессонница и беспричинное возбуждение, либо вялость и многочасовой сон.

Так же необходимо учитывать факторы риска, которые способные спровоцировать употребление наркотических средств и психотропных веществ:

– особенности характера (эмоциональная неустойчивость, импульсивность, нестабильность отношений, преобладание чувства одиночества, пустоты, неприятие и недопонимание социальных норм и ценностей, недостаточный самоконтроль и самодисциплина и т.д.);

– фактор нарушенной семейной системы (неполные семьи, вновь созданные семьи и т.д.);

– склонность к девиантному и делинквентному поведению;

– наличие задержки психического и физического развития;

– негативное влияния на подростков групп сверстников;

– злоупотребление спиртными напитками и наркотическими средствами, и психотропными веществами в семье несовершеннолетнего.

Игровая зависимость и азартные игры

На сегодняшний момент тема игромании стала достаточно актуальной в молодежной среде и относится к социально-негативному явлению.

Игромания или игровая зависимость – серьезное расстройство личности и поведения, которое заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх. Это серьезное расстройство личности и поведения. Человек, страдающий игроманией, деградирует в социальном плане, замыкается в себе, живет в виртуальном, придуманном мире, который очень далек от реальности. Такие люди нуждаются в помощи и поддержке со стороны близких, родных и, конечно же, в помощи специалистов.

Необходимо знать!

 Игромания – это не привычка и не безобидное времяпрепровождение.

 Игромания – это болезненная зависимость с неодолимой тягой к азартным играм.

 Самостоятельно справиться с этой бедой невозможно.  Вырваться из иллюзорного мира   игромании  возможно только при помощи специалистов: психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов.

Факторы, способствующие развитию игровой зависимости у подростков:

  • отставание в психическом развитии;
  • повышенная активность и различные отклонения в поведении;
  • нарушенные внутрисемейные отношения;
  • отсутствие адекватного эмоционального контакта с родителями или значимыми другими лицами;
  • стереотипная модель получения удовольствия без особых усилий;
  • переоценка роли денег в жизни.

 Подросток охотно заменяет реальный мир на иллюзорный, если настоящая действительность не отвечает его представлениям и ожиданиям.

 В иллюзорном мире все проще: ты успешен, богат, красив, востребован и не прикладываешь к этому особых усилий.  Возвращаться в мир реальный и достигать цели, преодолевая трудности, подростки порой не хотят, да и не всегда умеют.

Психологический портрет игрока

  • Человек испытывает постоянную нехватку денег.
  • Выносит из квартиры вещи, золото, аппаратуру.
  • Экономит на необходимых вещах, хотя явно деньги у него имеются.
  • Раздражается и грубит в случаях отсутствия доступа к компьютеру, игровому залу.
  • Теряет интерес к своему внешнему виду (не соблюдает личную гигиену)

Последствия игромании

  1. Потребность играть становится частой, поскольку игра приносит удовольствие, и первые выигрыши окрыляют, вселяя «надежду» на то, что так будет всегда.
  2. Мысли и поведение человека направлены только на одно: раздобыть денежные средства для того, чтобы пойти играть.
  3. Пренебрежение другими интересами ради возможности пойти поиграть.
  4. Структурирование дня под игру.
  5. Освобождается время для игры за счет семьи, работы, учебы.
  6. Вся жизнь превращается в ожидание игры и добычи для этого материальных средств.

Как уберечь подростка от игромании, компьютерной и интернет зависимости

  • Проводите больше времени со своими детьми.
  • Играйте с ним в настольные, подвижные игры.
  • Демонстрируйте ребенку привлекательность и разнообразие реального мира.
  • Будьте последовательны при предъявлении своих требований.
  • Аргументируйте запреты.
  • Выражайте эмоциональную поддержку подростку.
  • Уважайте право выбора подростка, в том числе и право на ошибки.
  • Не затрагивайте в разговоре личность своего   ребенка.

Игромания – это серьезно. Игромания – не дурная привычка, не неудачное хобби, не распущенность или проявление плохого характера. Игромания – это болезнь, совершенно официальный медицинский диагноз.

Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних

Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы — самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков.

Почему именно дети становятся жертвами преступлений? Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребенку.

Избежать насилия можно, но для этого необходимо:

  • объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
  • если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
  • стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями; серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;
  • поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
  • не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);
  • знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет;
  • обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.

Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации.

Памятки для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей

Уважаемые родители!

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы – самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти нельзя».

«Правило пяти «нельзя».

Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.

Нельзя садиться в чужую машину.

Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»

Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?

Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;

Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;

Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;

Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;

Отсутствие целей и планов на будущее;

Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;

Пессимистическая оценка своих достижений;

Неуверенность в себе, снижение самооценки.

Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.

Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.

Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).

Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.

Признаки, связанные со здоровьем: повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы; следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер; наличие заболевания, передающегося половым путем, недержание кала (“пачкание одежды”), энурез, беременность.

Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.

Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.

Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.

Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.

Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.

Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.

Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.

Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.

Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.

Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.

Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.

Как ни странно, это послушные дети. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб иметь свое мнение», «главное для тебя – слушаться взрослых». Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.

Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.

Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.

Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.

Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».

Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины – это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе” друзей из уголовного мира.

Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты потому, что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся.

Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка.

Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.

Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.

В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.

Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время. – Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.

Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;

Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;

Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.

Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.

Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. – Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.

Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.