Посещение музея ВГМУ

18 октября 2018 года в рамках кураторского часа учащиеся группы ЛК 731 посетили морфологический корпус УО «Витебский государственный медицинский университет», где прослушали лекцию о здоровом образе жизни, влиянии алкоголя и сигарет на организм человека, возможных генетических заболеваниях, связанных с вредными привычками.

Ребята получили информацию о том, что алкоголь приводит к поражению таких органов, как печень (5-е место среди других причин смерти), центральной нервной системы (ЦНС) (алкогольная энцефалопатия, алкогольные психозы, полиневриты и т.д.); увеличивается риск возникновения острого инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения, на фоне злоупотребления алкоголем прогрессирует туберкулез легких, рак легких, хронические бронхиты; алкоголизм родителей приводит к рождению нездорового потомства с врожденными дефектами и заболеваниями, росту детской смертности и т.д.

А также употребление алкоголя приводит к социальным и социально-экономическим последствиям: увеличению преступности, росту заболеваемости, инвалидности, смертности, повышению травматизма, снижению трудоспособности и производительности труда, материально-экономическому ущербу для общества.

Врач пояснил ребятам, что центральная нервная система курильщика находится в состоянии постоянного напряжения из-за возбуждающего влияния никотина. Но при этом к ней притекает меньше крови (из-за спазма мозговых сосудов), да и содержание в ней кислорода, необходимого для поддержания активной деятельности мозга, понижено. Но даже поступающий к мозгу кислород с трудом используется мозговыми клетками, поэтому у курящего снижена умственная работоспособность, ослабляется память, страдают волевые качества. Кроме того, он ощущает повышенную раздражительность, у него нарушено засыпание и часто отмечаются головные боли. Развивается хроническое воспаление дыхательных путей, чаще возникают простудные и простудно-инфекционные заболевания, ангины. Продолжительное курение приводит к раздражению голосовых связок и сужению голосовой щели, из-за чего изменяется тембр и окраска произносимых звуков, голос утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым.

Типичная примета курильщика — кашель, особенно мучающий по утрам. Все это провоцирует развитие одышки и затрудняет дыхание. Длительное хроническое воспаление дыхательных путей и легких приводит к понижению их сопротивляемости и развитию острых и хронических заболеваний, например воспаления легких, бронхиальной астмы. У систематически курящего человека развиваются многие заболевания системы кровообращения, вплоть до инфаркта миокарда и др.

В залах музея

В одном из залов была представлена экспозиция, посвященная головном мозгу человека. В беседе была затронута тема генетики. Как пояснил лектор, гены определяют наши физические и психические особенности, гены задают, что мы, как люди, не можем летать и дышать под водой, но можем обучаться человеческой речи и письму. Гены определяют наши задатки, наши возможности и склонности, но не нашу судьбу. Гены определяют стартовую площадку для деятельности – у кого-то она лучше, у кого-то труднее. Но что будет на базе этой площадки сделано – это уже забота не генов, а людей: самого человека и тех, кто с ним рядом.

 

 

Академик Н.М. Амосов утверждал, что запас прочности «конструкции» человека имеет коэффициент около 10, т.е. его органы и системы могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжение, примерно в 10 раз большие, чем те, с которыми человеку приходится сталкиваться в нормальной повседневной жизни. «Кладовая» памяти человека рассчитана на хранение огромного количества информации. Ученые подсчитали, что, если бы человек мог полностью использовать свою память, ему удалось бы усвоить программы трех институтов и свободно владеть шестью иностранными языками. Однако, как считают психологи, человек использует возможности своей памяти в течение жизни лишь на 30-40%.

Ребята задавали лектору вопросы о влиянии алкоголизма на внутренние органы, о развитии навыков и тренировке мозга, наследственных заболеваниях. И поняли, что очень важно тренировать мозг до самого преклонного возраста, что можно стать и полиглотом и певцом и художником, если приложить много усилий. Рассмотрели, где в мозгу человека находятся отделы, отвечающие за те или иные способности.
В последнем зале музея ребят встречала копия человека со всеми внутренними органами, венами и артериями. Учащиеся верно ответили на вопросы лектора о размещении внутренних органов.